«Одни говорят, что Тайцзицюань –
Это искусство самозащиты, другие – что
Это способ пестования своей внутренней
Природы и метод оздоровления. Я же скажу:
Воистину Тайцзицюань – это Небесный
Путь, принесенный бессмертными на землю.» Ян Лучань (XVIIв.)

Боевые искусства Китая давно перестали быть достоянием Срединного Государства (так в древности китайцы называли свою страну) и прочно заняли свое место в способах совершенствования тела и духа по всему миру. Особую популярность они приобретают и в России. Причем, если несколько лет назад людей привлекал исключительно боевой аспект, – своеобразная дань гонконговским боевикам – то теперь повышенный интерес вызывает оздоровительный эффект ушу. И это не удивительно, ведь в Китае, стране, где гармония возведена в своеобразный культ, здоровое тело и здоровый дух создавались именно в системе боевых искусств.

Самыми «оздоровительными» направлениями в ушу принято считать «внутренние» стили, к которым традиционно относят Багуачжан, Синъ-И и Тайцзицюань. Внутренними их называют потому, что в них нет внешних проявлений, характерных для понятия «боевое искусство» – резкости, проявленной силы и мощи. Их практика не предполагает спаррингов, исключает травматичные удары и вообще похожа, скорее, на гимнастический комплекс, нежели на боевую систему. Тем не менее, систематичная, равномерная и продуманная нагрузка позволяет значительно улучшить состояние мышц, связок, сухожилий, дыхательные упражнения стимулируют работу легких и кровеносной системы, а комплексы таолу (фиксированный набор движений) предлагают существенную боевую базу, эффективную для самозащиты. Внутренние стили универсальны: если внешнее направление ушу предъявляет к практикующим определенные требования (возраст, физическая подготовка, отсутствие травм и хронических заболеваний), то внутренняя «семья» открыта буквально для всех. Стремительный и взрывной Синъ-И цюань наверняка понравится детям и юношам – он идеально направляет их неуемную энергию в «мирное» русло, а заодно укрепляет ноги и корпус, учит двигаться быстро и ловко. Багуачжан заинтригует людей творческих – очень уж он красиво «закручен». Двигаясь по кругу (в этом заключается принцип багуа) можно развить гибкость, силу и выносливость, а вместе с ними – способность выкручиваться из самых разных жизненных ситуаций. Ну а Тайцзицюань – настоящая кузница здоровья – им рекомендуют заниматься всем, и детям, и взрослым, тем, у кого есть проблемы со здоровьем и травмы, и, разумеется, тем, кто здоров и хочет сохранить здоровье на долгие годы.

А насколько вообще Тайцзицюань актуален для России? Ведь, казалось бы, и так достаточно различных систем оздоровления российского и заграничного происхождения, начиная от народных методов закаливания и заканчивая бесчисленным множеством видов фитнеса… На самом деле оздоровительные системы Востока не так уж и чужды России. Например, современная система лечебной физкультуры создавалась с использованием тысячелетнего опыта индийской йоги.

Что же касается Тайцзицюань, то этот вид оздоровительной практики замечательно подходит для России по целому ряду причин. Например, ни для кого не секрет, что холодная зима с частыми гололедами в нашей стране зачастую является причиной травм. Занятия Тайцзицюань учат лучше владеть своим телом, держать равновесие и вовремя расслаблять мышцы, а это значит, что если практикующий этот стиль «кунгфу» и упадет на скользком льду, повреждений у него будет значительно меньше. Еще один известный «враг», которого может победить Тайцзицюань – сидячий образ жизни. У детей – это долгое сидение за партой в школе, а у взрослых – в офисе, что в купе с высококалорийным питанием является настоящей проблемой. Попытки решить ее при помощи активных игровых и силовых видов спорта зачастую приводят к обратному результату – резкая смена нагрузки чревата растяжениями, вывихами, болезненными ощущениями в мышцах и суставах, так называемыми спортивными травмами. В Тайцзицюань же действует принцип постепенной и равномерной нагрузки, резкие перепады двигательной активности здесь исключены. Важно заметить, что сам подход к движению в Тайцзицюань открывает очень широкие перспективы в области лечебной и оздоровительной физической культуры, реабилитации после целого спектра травм и заболеваний как у детей, так и у взрослых.

А теперь несколько слов о том, что же такое Тайцзицюань. В переводе с китайского название стиля звучит как «Кулак Великого Предела». Причем иероглиф «кулак» можно перевести как «стиль», «направление» (так называли любое направление ушу в древности, подчеркивая возможность боевого применения). Тайцзи или Великий Предел – это состояние Равновесия между Инь и Ян, пассивным и активным началами, состояние Гармонии. Наиболее близок к этому понятию в русском языке термин «Золотая Середина», известный, впрочем, со времен римского поэта Горация. А вот как описывал это понятие знаменитый философ древнего Китая Конфуций: «Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее – то же самое, что ее перейти». Так чем же полезно достижение золотой середины? Каково воздействие этого древнего искусства на организм человека, его системы и органы?

В первую очередь огромное влияние Тайцзицюань оказывает на опорно-двигательную систему. А ведь именно она стареет одной из первых в организме… Особенно в наше время: многие подростки имеют уже походку и осанку стариков. Современный человек потихоньку забывает как правильно двигаться. Долгое сидение за партой, в офисе, за рулем автомобиля лишает нас радости движения. Не удивительно, что суставы «ржавеют», ведь «под лежачий камень вода не течет». Хотя любой автомобилист почему-то не забывает регулярно смазывать и ремонтировать свою машину. Чем наше тело хуже?! При занятиях Тайцзицюань происходит очень бережная проработка всего суставного аппарата, улучшение и увеличение объема активных и пассивных движений в суставах. Не случайно одно из названий этого древнего искусства – суставная гимнастика. Ее легендарный основатель даос Чжан Санфэн создал Тайцзицюань на фундаменте даосских техник оздоровления организма Дао-инь, наблюдая за схваткой журавля и змеи. Его поразила удивительная ловкость и изящество движений животных в своем поединке. А известный мастер ушу и Тайцзицюань У Юйсян так описывал занятия этой «суставной гимнастикой»: «Помни: когда одна из частей тела – в движении, все остальные части тела должны быть в движении. Когда одна часть тела не движется, все тело не должно двигаться». В Китае Тайцзицюань и Тайцзицигун используют во многих медицинских центрах для лечения целого спектра заболеваний, в том числе и болезней опорно-двигательного аппарата. А еще Тайцзицюань входит в обязательную программу обучения во многих ВУЗах Поднебесной.

Нельзя не сказать нескольких слов и про влияние Тайцзицюань на мышечную систему. Благодаря плавности и замедленности движений укрепляется мышечный корсет, так как требования к правильному положению всех частей тела обеспечивают мягкую, но достаточно значительную нагрузку на мышцы. Кроме того, мышцы «учатся» правильно расслабляться и напрягаться, быть в нужном тонусе. Вообще, умение правильно расслабляться и напрягаться очень важно для поддержания здоровья организма. Говорят, у кошки девять жизней… А ведь каждой из этих девяти жизней она обязана именно умению вовремя расслабиться! Все тот же У Юйсян писал:«Ходи как кошка; мобилизуй свою энергию, как бы вытягивая шелковую нить из кокона». В современном мире человек загнал себя в рамки почти постоянного неправильного напряжения мышц: неудобное положение тела при выполняемой работе, дефицит движения, постоянные стрессы, зачастую проявляющиеся нарушением мышечного тонуса. Много мышц при этом либо неправильно и неравномерно напрягаются (например, мышцы шеи, спины, плечевого пояса при сидячей работе) или, наоборот, не работают, теряя свой жизненный тонус и провоцируя целый букет болезней. Упражнения Тайцзицюань помогают восстановить и поддерживать правильный мышечный тонус без резкой силовой нагрузки.

Конечно, не остается в стороне и сердечно-сосудистая система. Особенности упражнений Тайцзицюань позволяют тренировать сосуды и сердце, избегая перегрузок и перенапряжений даже людям с серьезными сердечно-сосудистыми патологиями, которым чрезмерно активный двигательный режим не подходит. Ведь нагрузка в Тайцзицюань достигается не количеством кругов по стадиону, а очень плавной замедленно-текучей работой мышц с естественным дыханием.

Работа с дыханием в Тайцзицюань также занимает далеко не последнее место. Ведь вдох и выдох – это своеобразные проявления китайских понятий «Инь» и «Ян»: одно без другого невозможно. На Востоке вообще придается большое значение дыханию как очень важному методу саморегуляции организма. Несмотря на то, что мы умеем дышать с рождения, социальная среда и образ жизни постепенно заставляет наш организм забыть о естественности в дыхании. Мы сковываем свое тело неудобной одеждой, создаем огромное количество мышечных зажимов неправильным положением тела. В процессе выполнения упражнений Тайцзицюань вырабатывается и тренируется особый тип дыхания – естественный, природный, его еще называют «младенческим». Мы как бы «вспоминаем» как дышать правильно. Во время практики Тайцзицюань устраняется гипертонус мышц, участвующих в дыхании, увеличивается жизненная емкость легких, формируется дыхание с активной работой диафрагмы.

По представлениям китайской традиционной медицины у человека имеются так называемые энергетические центры, в которых аккумулируется жизненная энергия, циркулирующая в теле человека по системе меридианов. Эта теория лежит в основе многих методов лечения: сегодня западная медицина широко использует древнекитайские системы иглорефлексотерапии и массажа. В Тайцзицюань гармонизация организма и активация энергетических каналов достигаются путем правильного дыхания, правильного движения и правильного положения тела. Во время выполнения комплексов Тайцзицюань происходит постоянный массаж органов малого таза за счет гармоничной смены напряжения и расслабления. Соответственно, улучшается моторика кишечника, устраняются зажимы гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта и застои биологических жидкостей организма.

Благодаря особому психическому состоянию, достигаемому в процессе занятий Тайцзицюань, отмечается явное антистрессовое влияние занятий. Эксперименты показали, что во время практики Тайцзицюань и Цигун головной мозг практикующего находится в совершенно особых условиях с уникальным волновым рисунком, регистрируемым на электроэнцефалограмме. Эти условия, включающие активное торможение в коре головного мозга, отличны от состояния обычного отдыха, сна или гипноза и способствуют регулированию, восстановлению и улучшению функций мозга. Собственно термин «равновесие», который является одним из определяющих принципов Тайцзицюань, во многом относится и к психическому состоянию человека. А ведь именно такого равновесия так не хватает нам в повседневной жизни. Привычные конфликтные ситуации в школе, дома, на работе нарушают наше внутреннее состояние равновесия, от которого сильно зависит наше равновесие на физическом уровне: в любой стрессовой ситуации наши координационные способности изменяются не в лучшую сторону.

Один из важнейших лечебных эффектов на организм принадлежит благотворному влиянию Тайцзицюань на вегетативную нервную систему человека, которая сама по себе является воплощением принципа Инь-Ян. Она состоит из двух взаимопротивоположных и взаимодополняющих отделов: симпатического – «Ян» и парасимпатического – «Инь». Движения Тайцзицюань с правильной работой дыхания уравновешивают работу эти двух начал, приводят к гармонии практически всю работу внутренних органов, сосудов, мышц.

Таким образом, Тайцзицюань удивительным образом, мягко направляя и нормализуя деятельность практически всего организма, является поистине уникальной системой, которая как прекрасный драгоценный камень, купающийся в лучах света, не перестает удивлять своими гранями, открываясь с новых и новых сторон.