Стихия Дерева в китайской медицине

Стихия Дерева Стихия Дерева в китайской медицине

 Сила Дерева проявляется утром на востоке, в рождении и в любом начинании, в свежести ветра, весной. В китайской традиции стихии образуют цикл. Дерево — первая стихия цикла. Ее называют «молодой Ян». В организме человека Дерево проявляет себя в Печени и Желчном Пузыре, в мышцах и сухожилиях, в глазах и слезной жидкости.

Печень и Желчный пузырь создают эмоции, которые связывают с Деревом; раздражительность, гнев, ярость, бешенство. Дерево приносит желание движения и роста. Оно стимулирует творческие процессы — планирование и принятие решений, сообщает стремление к новым горизонтам, проектам и открытиям. С Деревом ассоциируется зеленый цвет.

Ключ к пониманию этой стихии виден в деревьях. Корни дерева уходят в землю так же глубоко, как его ветви стремятся к небу. Дерево питается водой и минеральными веществами, получая их через корни. Оно растет ввысь, его ветви тянутся во всех направлениях. Дерево символизирует рост во всех направлениях: вверх и вниз, в направлении запада и востока, севера и юга. Дерево — это символ мощной энергии. Осенью и зимой оно уходит в себя и накапливает силы для следующих весны и лета, для нового цикла роста.

Дереву поклонялись многие древние народы. Китайцы и кельты, например, считали, что в деревьях живут духи. В германских племенах существовал культ дуба. Ессеи (религиозное течение в Древней Иудее) изображали человека в центре дерева жизни: человек располагался между небом и землей и был соединен с ними энергетическими линиями, похожими на силовые линии магнитного поля. Фигура человека нарисована в позе медитации.

Верхняя часть тела человека подобно ветвям стремится вверх, а нижняя часть, как корни, врастает в землю. На этом рисунке показано и расположение внутренних органов. Органы пищеварительной и мочеполовой систем располагаются в нижней части тела и представляют земное начало. Легкие, сердце и мозг, расположенные в верхней части, связывают человека с небесной силой. Органы Дерева — печень и желчный пузырь — изображены в центре тела, объединяя небо и землю. По-видимому, связь между печенью и деревом отмечали не только китайцы.

Печень является органом Инь и принадлежит стихии Дерева. Она заключает в себе энергию Инь Дерева: способность планировать и понимать проявления жизни на материальном, духовном и интеллектуальном уровнях. Именно Печень создает силу воображения, энергию созидания, что выражается в росте. Печень — это изобретатель, первооткрыватель, новатор. От нее зависят наши способности к стратегическому планированию. Благодаря Печени каждая новая идея расширяет наши горизонты. Мы рискуем и идем навстречу неизвестному. Мы растем.

Когда стихия Дерева находится в равновесии, человек способен видеть, что природа реализует громадный план, где у каждой вещи свое место и своя роль. Все происходящее, даже то, что кажется малым и незначительным, является частью общего полотна событий.
Космический план воплощается за пределами нашего воображения, поэтому мы часто постигаем связь и внутреннее значение цепи происходящих событий только много лет спустя. Пока мы доверяем космическому плану, мы сохраняем глубокую связь с миром. Мы растем вместе с окружающим миром, а не вопреки ему.

Органом Ян стихии Дерева является желчный пузырь. Желчный пузырь заключает в себе энергию Ян этой стихии. Он отвечает за нашу способность принимать решения и отстаивать свои потребности в реальном мире. Печень можно сравнить с архитектором, который проектирует дом, а желчный пузырь — со строителем, принимающим решения, необходимые для того, чтобы дом стал реальностью. Функции обоих органов тесно связаны. Без общей, всеобъемлющей идеи решения, принимаемые изо дня в день, бессвязны и бессмысленны. В то же время, грандиозные планы не стоят ничего, если их нельзя воплотить в жизнь.

Если планирование становится сухой бюрократической рутиной, то оно не только не приведет к росту, а скорее всего принесет лишь вред. Жесткое и неповоротливое планирование на языке Пяти Стихий имеет название «сухого Дерева», потому что ломается при минимальном давлении. Чтобы дерево росло, в нем должны течь живые, здоровые соки.

Для осуществления любого проекта необходимо сделать определенные шаги. Мы должны превозмочь себя и вызвать к жизни то, что нам необходимо. Теперь становится более понятным, почему мышцы и сухожилия относятся к стихии Дерева.
Когда на пути нашего роста возникают препятствия, мы ищем выход для самовыражения и начинаем сердиться, если не находим его. Гнев и агрессивность говорят о том, что энергия жизни у нас блокирована снаружи или изнутри. В теории Пяти Стихий гнев и агрессивность рассматриваются как положительные эмоции, помогающие преодолевать трудности, задерживающие рост. Выражение гнева и агрессии показывает, что стихия Дерева здорова. Раздражительность, ярость и ненависть говорят об отсутствии равновесия в стихии Дерева.


Ярость и бешенство можно рассматривать как неопределенные формы агрессии людей, выражающиеся словами, жестами и действиями. Многие люди, охваченные постоянной яростью, не могут самостоятельно распознать и выразить внутренний конфликт.

Такие люди в детстве не научились выражать свои потребности, их ярость копилась годами. Ярость — это бессмысленный гнев, вышедший из-под контроля. Бешенство и ярость, как правило, ведут к поведению, разрушающему личность. Если ярость удерживается внутри человека и не может найти выход, она продолжает кипеть под холодной и вежливой маской. Ярость или бешенство, прорвавшиеся наружу, как известно, очень опасны. Вновь и вновь повторяются случаи, когда внешне благополучные и разумные люди в порыве отчаяния совершают убийство или самоубийство.

Гнев отличается от ярости. Гнев — это энергия, которая движется в верхней части тела. Гнев более целенаправлен, а потому его гораздо проще выразить, чем ярость. Гнев помогает нам преодолевать препятствия на пути реализации наших планов. Когда есть реальная причина гнева, говорят о «праведном гневе». Широко известной иллюстрацией этого является сцена из Ветхого Завета, Моисей спускается с горы Синай, где Богом ему были даны Десять Заповедей, и видит свой народ танцующим и поклоняющимся золотому тельцу. Как известно, Моисея охватил праведный гнев, и это имело важные последствия для дальнейшего развития иудаизма.

Досада и раздражение тоже приписываются стихии Дерева. Эти эмоциональные энергии циркулируют в верхней части тела, но, в отличие от гнева, они являются знаками эмоционального процесса в подсознании. Энергия еще не сфокусирована. На языке Пяти Стихий это выражено так: «Дерево, плоды которого еще не собраны».

В китайской медицине неистовство, гнев и ярость рассматриваются как выражение Ян стихии Дерева. Холерический темперамент, постоянная раздражительность, беспричинная вспыльчивость означают состояние Ши желчного пузыря (состояние полноты Ци желчного пузыря), которое может проявлять себя сильной головной болью в области висков или темени. Длительное пребывание в состоянии Ши желчного пузыря (длительная, но не выраженная ярость) ведет к подъему артериального давления или развитию желчнокаменной болезни.

Недостаток энергии Ян в стихии Дерева приводит к подавлению ярости, сарказму, цинизму, горечи, неспособности испытывать гнев. Это выражается в апатии, вялости, покорности и депрессии. Так происходит, когда в стихии Дерева слишком много энергии Инь вследствие сверхактивности Инь в печени или недостатка Ян в желчном пузыре.

Глубокая горечь у людей, смертельно разочарованных в жизни, является результатом постоянных крушений надежд и невозможности реализовать себя на протяжении многих лет. Такое состояние свидетельствует о давно существующем дисбалансе в стихии Дерева. Ирония, сарказм и цинизм обнаруживаются у тех, кто, часто еще в детстве, потерял способность легко общаться и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Этих людей зачастую можно назвать жертвами строгого интеллектуального или даже пуританского воспитания, запрещающего выражать эмоции и вступать в близкий контакт с окружающими.


Апатия, покорность и депрессия показывают, что человек перестал ставить перед собой цели. Такое состояние возникает из-за постоянных неудач. Человек, не способный действовать независимо и доводить дело до конца, быстро сдается. Нередко это приводит к алкоголизму и наркомании, разрушающим печень. В китайской традиции печень называют «Домом Варвара», или «Домом Души». Душа становится вялой и безразличной. Алкоголь способствует сохранению состояния, в котором нет места новым надеждам.

Депрессия и покорность являются следствием отсутствия порядка в стихии Дерева. Человек не умеет следить за происходящими событиями. У него нет планов (недостаток Ци в печени) или, наоборот, у него достаточно желаний и идей, но он не может их реализовать (недостаток Ци в желчном пузыре). Так как Ци в организме движется от Печени к меридиану Легкого, то недостаток Ци в печени в конце концов приводит к истощению Ци в легких, что становится причиной учащенного дыхания и сутулости.

Если в течение многих лет такие чувства, как ненависть или ярость не находили выхода, не были направлены на достижение конкретных целей, то агрессия обрушивается на свой собственный организм. Как следствие этого развиваются подагра, ревматизм, полиартрит и другие болезни, основными проявлениями которых являются мышечные и суставные боли, нарастающее ограничение в движениях.
В наше время все более распространенными и разнообразными становятся аутоиммунные заболевания. При этом организм начинает выработку антител, разрушающих собственные ткани. Эти болезни также могут именоваться аутоагрессивными. Они развиваются годами и десятилетиями, являются хроническими болезнями и чаще встречаются у женщин.


В патриархальных культурах у женщин меньше «пространства для движения» и возможностей самовыражения, чем у мужчин, особенно когда необходимо реализовать идею или дать выход гневу. В западной медицинской практике при этих болезнях обычно назначается симптоматическое лечение. Оно, как правило, недостаточно эффективно и не может предотвратить инвалидизацию человека.

Итак, в учении о Пяти Стихиях гнев и агрессивность рассматриваются как основной положительный импульс, как энергия Дерева. Слово «агрессия» происходит от латинского глагола aggredi, что значит «пытаться повлиять на что-либо или на кого-либо». Если нормальное желание повлиять на что-то или попытка убедить кого-то встречают препятствие, это приводит к появлению определенных эмоций, а на физическом уровне — к скованности мышц. Мышечное напряжение появляется в области шеи, спины, плеч и рук. Накопленная агрессия становится одной из основных причин головной боли, боли в шее и в спине.

Рост Дерева происходит во всех направлениях. Если пространства и питания достаточно, Дерево вырастает симметричным. Координация и симметрия — это базовые характеристики данной стихии в природе и в жизни человека. Причины многих болезней, симптомы которых проявляются только в одной половине тела, или болезней, для которых характерна недостаточная согласованность в работе органов, можно найти в нарушениях стихии Дерева. Очень часто дисбаланс в стихии Дерева можно определить по асимметрии лица или тела или по значительной разнице остроты зрения глаз.


Поскольку Дерево управляет циклами роста, то отсутствие баланса в этой стихии вызывает нарушения роста, нерегулярные или болезненные менструации, преждевременные роды или рак. Существуют и другие следствия дисбаланса этой стихии: глазные болезни и нарушения зрения. Нарушения зрения включают чаще близорукость и астигматизм. Бывает и дальнозоркость, но она возникает в более старшем возрасте. Характерны также головная боль в височных и теменных областях и высокое артериальное давление.

В психиатрии и неврологии отсутствие равновесия в стихии Дерева проявляется в виде шизофрении и некоторых форм эпилепсии. Одним из проявлений шизофрении является раздвоение личности. Основная роль Дерева заключается в восстановлении психического, духовного и физического равновесия, скоординированной работе правого и левого полушарий мозга.

От нарушений координации работы левого и правого полушарий мозга люди нашей культуры страдают в меньшей степени. Это проявляется только в увеличении числа людей, нуждающихся в психотерапии и приеме сильных успокаивающих средств. Наша система обучения развивает главным образом левое полушарие мозга. Как следствие этого, в последние десятилетия многим людям становится все труднее и труднее достичь гармонии между рациональным мышлением и интуицией, мыслью и фантазией, логикой и творчеством.

На развитие эпилепсии оказывают влияние несколько стихий. В большинстве случаев эпилепсия возникает из-за нарушения связи между Огнем и Водой. Если в человеке стихия Воды ослаблена, она не может погасить Огонь, и в некоторых стрессовых ситуациях пламя Огня устремляется слишком высоко. В результате возникает эпилептический припадок, который является не чем иным, как «коротким замыканием» в мозге.
Связь эпилепсии со стихией Дерева состоит в схожести между вспышкой темперамента и эпилептическим припадком, а также глубоком духовном процессе, происходящем в мозге во время припадка. Понять это в состоянии, может быть, только шаман. Я хотел бы указать, что многие провидцы и пророки, например, Моисей, страдали эпилепсией или обнаруживали похожие симптомы, находясь в состоянии транса. Многие древние культуры считали эпилепсию святой болезнью, позволяющей душе проникнуть в сферы, близкие к сферам будущего.

Список заболеваний и нарушений, связанных со стихией Дерева, показывает огромную важность этой стихии не только для диагностики и лечения, но и для лучшего понимания многих недугов, порожденных цивилизацией: мигрени, нарушений менструального цикла, глазных болезней, артериальной гипертонии.

Представители западной медицины, вероятно, не вполне уяснили природу аутоагрессивных заболеваний. В их развитии важную роль играют стихия Земли и стихия Дерева. По этим же причинам могут развиваться и инфекционные болезни. Лечение нарушений в стихии Дерева сложно, потому что Дерево — стихия ипохондрическая. Когда не разрабатываются планы и не принимаются решения, жизнью правят смятение и немощь. Симптомы исчезают и появляются, и кажется, будто они путешествуют из одной части тела в другую. Слабая конституция и весенние обострения говорят о нарушениях в стихии Дерева, поскольку весна — это время пробуждения сил Дерева.

Когда стихия Дерева находится в равновесии, наступившая весна приносит новые интересы и цели, новую энергию. И наоборот, если стихия Дерева «истощена», вместе с весной приходят усталость и депрессия. Статистические данные показывают рост количества самоубийств в весеннее время. С помощью лечения в соответствии с учением о Пяти Стихиях возможно восстановить равновесие и обеспечить новый рост. Если вы сможете сохранить жизненную энергию, полученную весной, пронести ее через летнюю жару, период созревания плодов поздним летом, осенний урожай и зимний покой, то прорастут семена, готовые к новому циклу развития.

Работа Пяти Стихий проявляется не только на физическом, психическом и духовном уровнях человека. Ее можно наблюдать и в области межличностных отношений в разных культурных и социальных структурах. Культурные, национальные и социальные системы создают структуры, аналогичные человеческому организму, где человечество уподобляется центральной нервной системе. Эта аналогия ясно показывает, как легко развал одной части этой гигантской «центральной нервной системы» грозит благополучию всего организма.

Тяжелые последствия нарушения равновесия в стихии Дерева можно наблюдать в Европе, Северной Америке и в Японии. В этих странах с высоко развитой промышленностью существует раскол в отношениях со стихией Дерева. На языке Стихий это явление описывается следующим образом: очень сильное, застенчивое Дерево-Ян выставлено против слабого, недокормленного, сбитого с толку Дерева-Инь.

С одной стороны, эти страны успешно «расширялись» в течение долгого периода времени. Они разработали новейшие технологии, создали мощные вооруженные силы и распространили свои религиозные убеждения. Они смогли навязать свою волю и свою точку зрения миллионам людей. Эти культуры подарили миру много изобретений и открытий. С другой стороны, грустно быть свидетелем растущих опасностей, которые, подобно чуме, угрожают жителям больших городов этих развитых стран. Между тем так явственны путаница и отсутствие направления во всех дискуссиях об экологии, вымирании лесов и ядерном оружии.

Дискуссии рождают множество идей, но, видимо, человеческое общество еще не готово их воспринимать. Способность предвидеть и объяснить связь явлений во вселенной у некоторых людей, кажется, больше не вызывает уважения и поэтому не развивается. К предсказателям относятся с недовернем. Сократа и Христа отравили и распяли. Других не понимали, прятали в тюрьмы, заставляли молчать, возводили на эшафот. Нам известны бесчисленные примеры этого: ведьмы и колдуны в средние века, Парацельс, Франц Антон Месмер, Георг Бюхнер, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Вильгельм Райх, Ганди и доктор Мартин Лютер Кинг — и это только малая часть списка имен.

Между тем в других культурах необычное поведение провидцев и пророков даже поощряли. Им было дано право критиковать правителей. В средние века это было позволено только придворным шутам. В нашей же культуре высмеиваются и мудрые люди, и шуты.


Предвидение — это сила Дерева. Обычно до того, как что-то новое обретет четкие формы, царят хаос, растерянность и смятение. В других культурах к выходкам шутов относятся снисходительно, а их мудрость уважают. Наши связи с Деревом проявляются в отрицательном отношении к агрессии. С одной стороны, в христианском учении агрессия описывается как грех и зло. В сфере межличностных отношений о громко сказанном слове или резком жесте судят негативно. В детстве естественное выражение игривой агрессии подавляется. С другой стороны, среди нынешних и ранее существовавших культур западная является одной из самых агрессивных. Нет необходимости описывать размах разрушений, причиненных этой культурой.


Подавление агрессии в отношениях между людьми привели к накоплению огромного количества ярости и неистовства, которые периодически проявляются на общественном и национальном уровнях. Итак, мы оказались в парадоксальной ситуации, когда лидеры индустриального мира говорят о безопасности и порядке, а вместо этого порождают разрушение. Они несут прогресс другим культурам и тем самым их разрушают.

Многие научные теории, касающиеся агрессии, не принимают во внимание тот эффект, который она производит на национальном и культурном уровнях. По-видимому, мы недостаточно хорошо понимаем, что такое агрессия. Агрессия для нас — это «слепое пятно». Традиционная психология рассматривает ее как нарушение, как патологию, которая требует лечения.

В западной культуре распространено и другое мнение: агрессивность должна быть преобразована в любовь и мир. Это, конечно, идеальный вариант. Но он возможен только в том случае, если гнев выходит надлежащим образом и превращается в радость и любовь естественным путем. Мы наблюдаем это явление у детей: после драки они очень легко мирятся. Если же гнев подавляют, а люди стараются быть добрыми и вежливыми, то истинные чувства уступают место противоестественному поведению. В результате развивается ложная духовность, при которой вдохновение и творчество незаметно исчезают, а личность разрушается.

Другая причина негативного подхода к агрессивности заключается в ее близости к сексуальности. Как показывают исследования антропологов Маргарет Мид и Вильгельма Райха, сдерживаемая агрессивность идет рука об руку с подавленной сексуальностью. Здоровое агрессивное поведение — это условие здорового сексуального поведения, а нормальное сексуальное поведение взаимосвязано со здоровым агрессивным поведением.

Эта связь запечатлена в китайских рисунках: Дерево простирает свои ветви во всех направлениях, его рост ничто не сдерживает. Если вы любите кого-то физически, духовно или интеллектуально, вы стараетесь проникнуть в пространство этого человека. Когда вы обнимаете другого человека, пространство, в котором вы находитесь, расширяется. Это простое явление мягкого расширения собственного пространства и связи с другим человеком и есть любовь, принадлежащая стихии Дерева.

Противоречия со стихией Дерева, возникающие у западной культуры, проявляются и здесь. С одной стороны, любовь ценится очень высоко, а с другой, она отделяется и отграничивается от физического начала человека. На путях выражения любви появляется масса условностей. Призыв 39
шестидесятых годов «Занимайтесь любовью, а не войной!» звучит в настоящее время как некультурное и аморальное утверждение, даже как провокация.

Интересно, что слово «любовь» редко встречается в древних китайских текстах. В «Книге Перемен» нет гексаграммы, представляющей идею любви. Там есть Мир, Восприятие, Творчество, Пробуждение, Мягкость, Спокойствие, Утонченность, но наше понятие «любовь» не встречается. Его можно найти только в современных комментариях «Книги Перемен».

В древнем китайском тексте Да Цзуань написано:
«Человек становится подобным небесам и земле, он не противопоставляет себя им. Его мудрость охватывает все явления, и его разум упорядочивает весь мир. Его влияние распространяется на всё, но он не позволяет себе чем- либо увлечься. Он полон радости небес и знает дороги судьбы. Поэтому он свободен от волнений. Он доволен своим положением и искренен в своей доброте. Следовательно, он способен любить».

Пять составляющих техники Тайцзицюань стиль Удан
Рецепты с семенами чиа для здоровья и красоты

Читайте также: